Главная
|
Начало
деятельности
Совета
Европы
в
области
охраны
окружающей
среды
относится
к
1961
г.,
когда
Парламентская
ассамблея
приняла
рекомендацию,
призывающую
Комитет
министров
включить
экологическую
проблематику
в
межправительственную
программу
сотрудничества.
Результатом
более
чем
30-летней
экологической
деятельности
Совета
Европы
явилось
формирование
нормативно-правовой
базы
и
принятие
основных
документов,
определивших
главные
направления
развития
европейской
экологической
политики:
Европейская
Водная
хартия,
Европейская
Почвенная
хартия,
Экологическая
хартия
для
горных
районов
Европы,
Конвенция
об
охране
дикой
фауны
и
флоры
и
природных
сред
обитания
в
Европе,
Частично
открытое
Соглашение
по
предотвращению
и
защите
от
крупных
природных
и
техногенных
катастроф,
Конвенция
о
гражданской
ответственности
за
ущерб
в
результате
деятельности,
опасной
для
окружающей
среды,
Модельный
закон
об
охране
окружающей
среды;
проведение
Европейских
конференций
министров
окружающей
среды
в
рамках
процесса
"Окружающая
среда
для
Европы"
в
период
1973-1998
гг.;
создание
Европейских
сетей
уникальных
охраняемых
территорий
и
биогенетических
заповедников;
разработка
научно
обоснованных
принципов
оценки
и
контроля
за
загрязнением
окружающей
среды;
создание
системы
экологической
информации
и
образования.
Сотрудничество
России
с
Советом
Европы
в
области
охраны
окружающей
среды
начало
развиваться
в
70-е
гг.
Ко
времени
вступления
Российской
Федерации
в эту
международную
организацию
были
установлены
научно-технические
и
информационные
связи.
Российские
эксперты
участвовали
в
симпозиумах
и
совещаниях
Совета
Европы
в
качестве
наблюдателей,
в
течение
последних
10
лет
статьи
российских
экспертов
ежегодно
публикуются
в
изданиях
Центра Натюропа.
Официальное
членство
в
Совете
Европы
позволило
активизировать
участие
российских
представителей
в
деятельности
рабочих
органов
Комитета
министров
и
других
структурах
природоохранного
профиля:
в
настоящее
время
эксперты
России
входят
в
состав
шести
рабочих
и
координационных
групп,
в
т.ч.
двух
исполнительных
бюро.
В
число
приоритетных
направлений
сотрудничества
входят
нижеследующие.
Процесс
"Окружающая
среда
для
Европы"
Эффективной
реализации
экологической
политики
Совета
Европы
в
значительной
степени
способствует
проведение
представительных
(на
уровне
министров)
Европейских
конференций
по
охране
окружающей
среды.
На
Конференции
в
1995
г.
(София,
Болгария)
в
числе
других
документов
была
принята
Общеевропейская
стратегия
биологического
и
ландшафтного
разнообразия
которая
включает
основные
принципы
и
формы
регионального
сотрудничества
на
период
до
2010
г.
Планом
действий
Стратегии
определены
11
тематических
областей
взаимодействия
государств-членов
Совета
Европы,
государств-участников
СНГ,
стран
Балтии,
США и
Канады.
Российская
Федерация
принимает
участие
в
разработке
тактически
всех
тематических
направлений
Стратегии,
в
т.ч.
"Создание
Общеевропейской
экологической
сети"
(ОЕЭС).
Важнейшей
частью
нашей
позиции
является
представление
о
чрезвычайной
обширности
территории
России,
работа
на
которой
по
общеевропейским
программам
охраны
природы
может
быть
эффективна
только
в том
случае,
если
она
ведется
одновременно
на
федеральном
уровне
и на
уровне
субъектов
Федерации,
многие
из
которых
по
площади,
разнообразию
и
сохранности
природной
среды
значительно
превосходят
крупнейшие
европейские
страны.
В
июне
1998
г. в Орхусе
(Дания)
состоялась
очередная
Общеевропейская
Конференция
министров
охраны
окружающей
среды.
На
конференции
были
открыты
для
подписания
Протокол
по
тяжелым
металлам,
Протокол
по
стойким
органическим
загрязнителям
к
Конвенции
о
трансграничном
загрязнении
воздуха
на
большие
расстояния,
а
также
Конвенция
о
доступе
к
информации,
участия
общественности
в
процессе
принятия
решений
и
доступе
к
правосудию
по
вопросам,
касающимся
окружающей
среды.
Министры
одобрили
Общеевропейскую
стратегию
постепенного
прекращения
использования
этилированного
бензина
и
Основные
направления
энергосбережения
в
Европе.
Особый
акцент
был
сделан
на
экологической
ситуации
в
странах
бывшего
СССР.
В
Декларации,
принятой
на
Конференции,
поддержана
инициатива
Российской
Федерации
о
проведении
в
Москве
в
октябре
1999
г.
Международного
совещания
по
экологическому
мониторингу.
Создание
сети
охраняемых
природных
территорий
В
рамках
Совета
Европы
формируется
система
уникальных
и
репрезентативных
охраняемых
территорий.
Европейский
диплом,
учрежденный
в
1966
г.,
присуждается
Комитетом
министров
Совета
Европы
охраняемым
территориям
(природные
парки,
заповедники
и
заказники),
которые
по
своему
статусу
и
деятельности
соответствуют
установленным
критериям,
а
также
представляют
научную,
культурную
и
рекреационную
ценность
для
Европейского
региона
и
мира
в
целом.
Со
времени
учреждения
этой
почетной
международной
награды
число
охраняемых
природных
территорий
Европы,
отнесенных
к
категории
уникальных,
достигло
56.
Наибольшее
их
количество
приходится
на
долю
Германии,
Великобритании
и
Франции
(7, 5
и 5
соответственно).
Награждая
дипломами
отдельные
.заповедные
территории,
Совет
Европы
отмечает
не
только
ценность
природного
участка
для
Европы,
но и
признает
успехи
в
развитии
национальной
системы
заповедного
дела
отдельной
страны.
В
настоящее
время
четыре
российских
заповедника
награждены
Европейским
дипломом:
Окский
(Рязанская
область),
Тебердинский
(Карачаево-Черкессия),
Костомукшский
(Республика
Карелия)
и
Центрально-Черноземный
(Курская
область).
Оценка
антропогенного
воздействия
на
окружающую
среду
Окружающая
среда
и
транспорт.
Созданная
в
1998
г.
Группа
экспертов
по
окружающей
среде
и
транспорту
ориентирована
на
подготовку
документов
нормативно-правового
и
рекомендательного
характера
по
вопросам
интеграции
биологического
и
ландшафтного
разнообразия
с
другими
отраслями,
воздействия
транспорта
на
окружающую
среду.
На
2000
г. запланировано
осуществление
российского
проекта
по
сохранению
биологического
разнообразия
в
условиях
интенсивного
антропогенного
воздействия.
Защита
побережья
В
1997-1998
гг. с
участием Госкомэкологии
России
Советом
Европы
подготовлены
два
взаимодополняющих
документа
Общеевропейского
модельного
закона
по
устойчивому
управлению
прибрежными
зонами
и
Кодекса
поведения
в
прибрежных
зонах,
которые
представляются
важными
и
своевременными
для
Российской
стороны,
т.к.
в
настоящее
время
в
соответствии
с
Указом
Президента
Российской
Федерации
и
поручениями
Правительства
Российской
Федераций
разрабатывается
федеральная
целевая
программа
"Комплексное
управление
прибрежными
зонами
Черного
и
Азовского
морей
с
учетом
задач
рационального
использования
природных
ресурсов
Черного
моря
и
прилегающих
территорий".
Развитие
системы
экологической
информации,
повышение
информированности
директивных
органов
и
общественности
Центр
экологической
информации
и
документации Натюропа,
созданный
Комитетом
министров
в
марте
1966
г.,
представляет
собой
информационно-аналитическую
структуру
с
сетью
40
национальных
агентств,
работающих
на
базе
природоохранных
министерств
и
ведомств
государств-членов
Совета
Европы.
Основная
задача
Центра
заключается
в
информационном
обеспечении
политических,
административных
и
научных
кругов
объективной
и
релевантной
информацией
по
актуальным
проблемам
сохранения
и
рационального
использования
природных
комплексов,
устойчивого
развития.
Со
времени
вступления
России
в
Совет
Европы Госкомэкология
России
осуществляет
функции
национального
агентства,
обеспечивая
информационное
взаимодействие
с
Центром
и
формируя
национальную
сеть
заинтересованных
организаций
России,
которая
в
настоящее
время
насчитывает
более
200
респондентов
(федеральные
органы,
природоохранные
органы
субъектов
Федерации,
охраняемые
природные
территории,
научные
и
учебные
заведения,
информационные
службы
России).
По
представлению
национального
агентства
России,
начиная
с
1997
г.,
русский
язык
включен
в
число
официальных
языков,
на
которых
публикуются
основные
периодические
издания
Центра
-
Бюллетень
Общеевропейской
стратегии
по
биологическому
и
ландшафтному
разнообразию
и
специализированный
журнал Натюропа.
Русская
версия
изданий
направляется,
помимо
России,
в 20
стран
СНГ,
Восточной,
Центральной
и
Западной
Европы.
За
последние
годы
в
журнале
были
опубликованы
6
российских
статей
и
несколько
информационных
сообщений
в
Бюллетене.
Важнейшим
элементом
деятельности
Центра
можно
назвать
проведение
информационных
кампаний,
которые,
начиная
с
1972
г.,
были
посвящены
различным
аспектам
охраны
окружающей
среды
(почвы,
пресноводные
источники, водноболотные
угодья,
дикие
животные,
естественная
среда
обитания,
сельское
хозяйство
и
дикая
природа,
охрана
Средиземноморья,
охрана
природы
за
пределами
охраняемых
территорий).
В
1995
г.
Россия
приняла
активное
участие
в
Европейском
годе
охраны
природы,
который
проводился
под
эгидой
Совета
Европы.
В
рамках
Национальной
программы
были
проведены
семинары,
конференции,
форумы,
конкурсы,
выпущены
почтовые
знаки,
посвященные
охране
природы.
В
1997
г. на
Второй
встрече
глав
государств
и
правительств
государств-членов
Совета
Европы
было
принято
решение
о
проведении
в
сентябре
1999 г.-сентябре
2000
г.
кампании
"Европа:
общее
наследие".
Кампания
"Европа:
общее
наследие"
Кампания
официально
открывается
4
сентября
1999
г. в
Румынии
(Бухарест)
и
закрывается
в
сентябре
2000
г. в
Словении.
В
число
общих
целей
включены
такие
как:
углубление
понимания
общественностью,
спонсорами
и
финансовыми
структурами
ценности
наследия,
пропаганда
достижений
в
сохранении
объектов
наследия;
отражение
человеческого
фактора
в
социальном
аспекте
наследия:;
поддержка
чувства
единства
в
отражении
европейского
образа
жизни;
создание
при
поддержке
Европейского
фонда
наследия
международной
партнерской
сети
с
целью реализации
долгосрочных
проектов;
пропаганда
достижений
Совета
Европы
в
этой
области,
особенно
в
период
1975-1999
гг.,
в
новых
государствах-членах;
широкое
распространение
информации
об
этических,
культурных
и
природных
ценностях
наследия;
усиление
дидактического
и
образовательного
"потенциала
наследия"
необходимого
для
воспитания
у
будущих
поколений
чувства
ответственности
за
охрану,
защиту
и
поддержку
Европейской
уникальности.
Частными
целями
предусматривается
развитие
местных
инициатив
и
финансовая
поддержка
сохранения,
управления
и
восстановления
объектов
наследия
и
обмен
опытом
на
европейском
уровне;
финансирование
работ
по
восстановлению,
перестройке
и
реставрации
объектов
наследия
путем
привлечения
внимания
потенциальных
спонсоров
к
отдельным
участкам,
символичным
для
Европейского
региона;
отражение
экономических
преимуществ
наследия;
акцентирование
внимания
на
социальном
измерении
наследия
как
средства
лучшего
понимания
и
терпимости
между
различными
сообществами;
углубление
понимания
каждым
человеком ценности
местного
наследия,
как
частного,
так и
общественного,
привлечение
к
активному
участию
в
принятии
и
реализации
решений
по
сохранению
культурного
наследия
города
или
региона,
убеждение
в
разделении
ответственности
за
полученные
результаты.
Организационные
формы
включают
мероприятия
(церемонии
открытия
и
закрытия,
семинары,
конференции,
выставки)
и
проекты
(транснациональные, трансрегиональные,
национальные
и
локальные).
Информационная
поддержка
кампании
будет
осуществляться
не
только
через
средства
массовой
информации
и
каналы
Интернета
(создается
специальная
страница),
но с
помощью
издательской
программы
(публикация
справочника,
компакт-дисков,
журналов
"Европейское
наследие"
и Натюропа
на
шести
языках,
включая
русский,
календарей,
плакатов,
буклетов
и
пр.).
©Н.Г.
Добрынина,
1999
Источник:
Бюллетень
Консультативного
совета
субъектов
Федерации
по
международным
и
внешнеэкономическим
связям
при
МИД
России.-
№ 10.
-
1999.
-
С.75-77
|